Концерн «Цесна-Астык»

 

ИЛЬЯ МЕЩЕРЯКОВ: ДЛЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ НАШЕЙ КОМПАНИИ СУЩЕСТВУЮТ ЯВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА

За двадцать лет независимости Казахстан восстановил сельхозпроизводство и вышел на лидирующие позиции по экспорту зерна и муки. Используя инструменты поддержки государства по субсидированию экспорта, Казахстан может обеспечить свою продовольственную безопасность.Об этом и многом другом в интервью читателям «Экспортера» рассказывает первый заместитель председателя правления ТОО «Концерн «Цесна-Астык», генеральный директор ТОО «Центр торговли «Астыкжан» Илья Мещеряков.

— Илья Николаевич, ваша компания уже пятнадцать лет на рынке. Рас-
скажите, с чего все начиналось?
— В действительности история «Цесна-Астыка» начинается гораздо раньше. Нашему хлебозаводу в 2012 году исполнилось уже 50 лет, элеватору — 48, а первой мельнице — 43 года. Преимущество возраста — в первую очередь преемственность, секреты профессионального мастерства передаются нашими работниками из поколения в поколение. Мы чтим традиции и гордимся своими трудовыми династиями. Но в стремлении к наилучшему качеству отбрасываем всё устаревшее в вопросах технологий, оборудования или методов управления. Главный принцип компании — только лучшее сырье, только лучшее качество и только лучший продукт. Именно этот подход лежит в основе нашего успеха. Следуя ему, в 90-х годах мы совершили настоящий переворот, сделав муку «Цесна» эталоном качества и самым дорогостоящим брендом на мучном рынке Казахстана. Начиная с 2001 года часть доходов компании и значительные привлеченные средства направляются на модернизацию оборудования, улучшение систем управления, обучение персонала. На хлебозаводе, входящем в состав холдинга, устанавливается новая современная линия по производству формового хлеба, линия овального и круглого пшеничного и ржано-пшеничного хлеба, запущен цех бестарного хранения муки. В 2005 году запущен крупномасштабный проект — мельнично-макаронный комплекс, оснащенный оборудованием лидера мирового рынка компании Buhler (Швейцария).
Параллельно концерн «Цесна-Астык» развивает деятельность в направлении дистрибуции. Цель: диверсификация бизнеса, уменьшение числа посредников, контроль качества, эффективное распространение продукции. Таким образом, в Алматы, Астане, Караганде и Кокшетау появляются собственные предприятия, ответственные за дистрибуцию на вверенной территории.
Всё это незамедлительно сказывается на результатах работы. Сегодня продукция торговой марки «Цесна» (а это не только мука, но и высококачественные макаронные изделия из твердых сортов пшеницы, свыше 150 наименований хлеба, хлебобулочной и кондитерской продукции, крупы, продукты здоровья,комбикорма) пользуется спросом не только в Казахстане, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Она получила признание и все возможные золотые медали региональных и международных специализированных выставок. Но останавливаться мы не намерены. Немцы говорят: «Wer rastet, der rostet» («Кто останавливается, тот ржавеет»). Мы «ржаветь» не намерены! Сейчас готовимся к запуску новой линии по производству макаронных изделий, установка которой позволит увеличить производительность макаронной фабрики до 100 тонн изделий в сутки. Линия также произведена компанией Buhler. Выбор поставщика объясняется достаточно просто: лучшего оборудования на сегодняшний день в мире нет.


— Как принимались решения о расширении ассортимента продукции? Что становилось причиной?
— Да, за последние десять лет ассортимент производимой нами продукции значительно расширился (более 200 наименований). Но тут нельзя выделить какую-то единственную причину. С одной стороны, обладая таким ценным преимуществом перед конкурентами, как доверие потребителей, мы стремимся предложить рынку новые продукты бренда «Цесна» заведомо высокого качества. Так появились макаронные изделия и крупы. С другой стороны, работая в тесной связке с потребителем, мы стремимся быстро реагировать на появляющиеся изменения в потребительском поведении, иногда даже опережая существующие тенденции. Так, в последние несколько лет наблюдается постоянный рост интереса потребителей к продуктам здорового питания, и нам есть что предложить. Во-первых, это натуральный пищевой продукт «Бапол», способствующий активации иммунной системы человека, разработанный на базе предприятия академиком медицинских наук Л. Тель и внедренный в производство еще в 2004 году. За это время у данного продукта появилось очень много почитателей не только в Казахстане, но и за его
пределами. Кроме того, высоким спросом на сегодня пользуются полезные сорта хлеба, предлагаемые хлебозаводом «Цесна-Астык», в состав которых включаются богатые витаминами составляющие, такие как цельные зерна различных злаков, сухофрукты, орехи, семена и отруби. Изучаем потребность в производстве полезных сортов макаронных изделий и обогащенной муки.Но хочется отметить, что задачи бесконечного расширения ассортимента мы перед собой не ставим. Для нас более важна возможность осуществлять полный контроль над качеством предлагаемой продукции.


— Куда вы экспортируете продукцию и какие рынки считаете наиболее перспективными?
— На данный момент мы экспортируем продукцию в Афганистан, Монголию, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Туркменистан, Грузию, Иран, Россию. Есть опыт экспорта в Южную Корею и Молдову. Между тем если говорить о муке, объем ее традиционных рынков быта постоянно сужается, так как правительства центральноазиатских государств проводят политику уменьшения импортозависимости и повышения собственной продовольственной безопасности, поддерживая национальных переработчиков.В результате последние более склонны закупать зерно, нежели готовую продукцию.
Все больше казахстанская мука используется как улучшитель для местной муки. Также повышается уровень конкурентности на данных рынка сбыта: например, Пакистан из года в год увеличивает объем экспорта более дешевой муки, нежели казахстанская, в Афганистан. Россия также направляет свои усилия по увеличению объемов экспорта муки в центральноазиатские страны, в 2011–2012 маркетинговом году достигнуты рекордные показатели по экспорту муки.Более пристально рассматривается рынок России (в связи с организацией Таможенного союза), Европы, Юго-Восточной Азии (так как это густонаселенные страны с большой емкостью рынка) и такие специфичные рынки, как рынок гуманитарных закупок, поставки для логистических компаний-закупщиков для нужд международных военных контингентов и т. д. Данные целевые рынки отличаются более высоким уровнем потребления, более высокой покупательской способностью и требовательностью в вопросах качества продукции. В этих направлениях для нашей компании существуют явные перспективы роста.


— Как осуществляется взаимодействие концерна с государством?
— Налажена плодотворная совместная работа с национальным агентством по экспорту и инвестициям  KAZNEX INVEST, которое предоставляет широкий спектр услуг информационной, сервисной и финансовой продержки казахстанским производителям несырьевой продукции. Концерн успешно использует предоставляемые KAZNEX INVEST инструменты начиная с 2010 года. В 2012 году, в связи с текущей работой по разработке, внедрению и сертификации макаронного производства на соответствие международному стандарту ISO 22000, планируем подать заявку в МСХ РК на 50%-ное возмещение затрат по сертификации.
— Действительно ли в последнее время компания ощущает поддержку государства в области экспорта продукции? В чем это выражается?
— Поддержка государством производителей несырьевой экспортной продукции сейчас сильна как никогда ранее. Оператором данной деятельности является упомянутое выше АО KAZNEX INVEST. Данное агентство оказывает финансовую поддержку нашему предприятию путем выделения экспортных грантов в течение трех лет. Под экспортными грантами подразумевается 50%-ное возмещение затрат, связанных с экспортом, понесенных предприятием. Виды затрат, подлежащих возмещению: сертификация продукции в целях ее экспорта, реклама за рубежом, участие в специализированных выставках, привлечение иностранных специалистов, обучение сотрудников за рубежом, открытие собственного представительства, разработка и поддержка веб-сайта и многое другое.Не единожды предприятие пользовалось такими инструментами сервисной поддержки, как:
• участие в торговых миссиях, встречах продавцов-покупателей, организуемых KAZNEX INVEST;
• индивидуальные и коллективные выезды на международные специализированные выставки;
• инструмент «Товарные знаки», то есть выезд предприятий для ведения переговоров, встреч в формате B2B с потенциальными покупателями;• продвижение на специфичные рынки гуманитарных закупок, поставок для международных и национальных военных контингентов и т. д.
Также мы не раз результативно обращались в национальное агентство с просьбой провести исследование по целевым рынкам сбыта.


— Взаимодействует ли концерн с товарными биржами? Как изменился этот сегмент за последнее время?
— Мы изучили возможность работы с Товарной биржей по реализации муки. В результате пришли к выводу, что для нас это пока экономически нецелесообразно, так как ведет к удорожанию продукции вследствие надбавки за работу брокера. Что касается закупа сырья, мы работаем в строгом  соответствии с требованиями законодательства, по ко-
торому все сделки объемом свыше 600 тонн зерна обязаны регистрироваться на товарной бирже. У нас есть свой постоянный брокер, с которым мы сотрудничаем уже два года, работа на сегодняшний день выстроена. Товарные биржи в Казахстане сейчас в первую очередь являются статистическим инструментом, своеобразным хранилищем всей информации по зерновому рынку страны. Это важная функция и в качестве начального этапа внедрения бирж вполне оправданная. В дальнейшем, мы предполагаем, данное направление должно развиваться. Но не в плане увеличения количества бирж в Казахстане, а с точки зрения количества предлагаемых инструментов и услуг.
— С какими трудностями вы сталкивались при создании первой национальной сети гипермаркетов «Астыкжан» и каких успехов удалось достичь?

— Сложностей было достаточно. Непривычный формат магазина для покупателей, нехватка квалифицированного персонала с опытом работы, отсутствие стабильных поставщиков продукции — всё это делало наше начинание трудным и интересным одновременно. Мы поставили себе цель стать одной из лучших торговых сетей в Казахстане. Приоритетом для нас всегда были люди — наши реальные и потенциальные клиенты, желания и интересы которых мы старались предугадать и максимально удовлетворить как с точки зрения цен, ассортимента, так и с точки зрения сервиса. Мы верили в себя, и не ошиблись — «Астыкжан» стал успешным проектом, доказавшим свою эффективность.
Сегодня сеть «Астыкжан» работает в Астане (два магазина формата Cash&Carry, один супермаркет) и Костанае (один магазин формата Cash&Carry). В точности соответствуя выбранному слогану, она стала гарантом удобства, качества и экономии для двух с половиной миллионов своих покупателей. Конечно, мы смогли осуществить не все пункты стратегического развития «Астыкжана». В 2007 году планировали попасть во все города республики к концу 2012-го. Прошедший финансовый кризис внес свои корректировки. Кроме того, как показала практика, рынок Казахстана еще не совсем готов к организованной торговле. Это вполне оправданно. Если в Соединенных Штатах супермаркеты существуют уже более 80 лет, то в Казахстане они пытаются развиваться только последние 10–15 лет. Думаю, уже в ближайшие пять лет, заручившись государственной поддержкой, мы, ретейлеры Казахстана, сможем добиться значительного прогресса в развитии цивилизованной торговли в нашей стране.

Источник: Журнал "EXPORTER", Выпуск №3, 2012 год.