КазАзот

 
КИНИС УРАКОВ:     НАША ГРАНУЛИРОВАННАЯ АММИАЧНАЯ СЕЛИТРА                                                              СЧИТАЕТСЯ  ОДНОЙ ИЗ ЛУЧШИХ
 

Эксклюзивное производство аммиака, слабой азотной кислоты и аммиачной селитры в Казахстане представлено компанией «КазАзот». Это уникальное предприятие поставляет свою продукцию в шестнадцать стран и намерено увеличивать географию экспорта. О том, как удалось достичь столь значимых результатов, в интервью «Экспортеру» рассказывает генеральный директор ТОО «КазАзот» Кинис Ураков.

— Кинис Нурмагамбетович, расскажите, пожалуйста, о создании вашей
компании.
— ТОО «КазАзот» образовано на базе химического комплекса по выпуску удобрений. Изначально на этом производстве выпускались сложные минеральные удобрения из фосфоритов Каратау и апатитов Кольского полуострова. Было принято решение перепрофилировать производство под выпуск аммиачной селитры. Сырьем для ее производства является природный газ. Таким образом, предприятие стало приближенным к сырьевой базе. Для работы было приобретено 100 цистерн для перевозки аммиака, проведены ремонт и реконструкция цехов. В настоящее время завод выходит на объем производства 30 тысяч тонн аммиачной селитры и 3 тысячи тонн товарного аммиака в месяц, что в полтора раза больше, чем годом раньше.
— Какова доля экспорта в продукции компании? Намереваетесь ли вы увеличить ее?
— В разные годы доля экспорта составляла от 45 до 75%. Несмотря на достаточно большую долю экспорта, мы стараемся в первую очередь обеспечить потребности казахстанских потребителей. Таким образом, мы уменьшаем процент импорта селитры и аммиака в Казахстан. Для примера: в прошлом году отечественные аграрии закупили 60 тысяч тонн, а в этом году — 92 тысячи тонн. Эта тенденция сохраняется на протяжении четырех лет.


— В какие страны поставляется продукция вашего производства?
— Широкий диапазон стран: Россия, Украина, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Грузия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Индия.
— Вы участвовали в торговых миссиях в Азербайджане и Румынии. Каких успехов удалось достичь?
— Кроме этих торговых миссий мы участвовали в Кыргызстане и Таджикистане. Само по себе представление нашей промышленности в других государствах уже положительный факт. Встречи в министерствах сельского хозяйства этих государств, организованные KAZNEX INVEST, дают нам возможность участвовать в государственных программах поставки удобрений этих стран. Частные встречи привели к подписанию прямых договоров.
— Какова ваша оценка поддержки бизнеса государственными органами? Насколько она изменилась за время работы компании?
— Государственная поддержка носит очень конкретные формы. Кроме торговых миссий, организованных KAZNEX INVEST, эта структура оплачивает регистрацию нашей продукции за рубежом, проводит частичную компенсацию расходов по получению сертификатов происхождения, а это для экспортно ориентированных предприятий, каким является ТОО «КазАзот», значительные суммы. По линии «ДАМУ» произошло снижение процентных ставок по банковским кредитам, что позволило вложить значительные денежные средства в реконструкцию предприятия.
— В чем заключается формула успеха «КазАзота»?
— Говорить о формуле успеха, видимо, еще преждевременно. Те достижения, которые имеются упредприятия, не должны снижать наши усилия по реальному выходу на мировой уровень, как по качеству, так и по объемам производства. Хотя уже сейчас наша гранулированная аммиачная селитра считается одной из лучших. Впереди — расширение линейки выпускаемой продукции, увеличение объемов выпуска, улучшение качества, снижение себестоимости и, как следствие, укрепление позиций ТОО «КазАзот» на рынке.
— Ваша компания — единственный производитель аммиака и аммиачной селитры в Казахстане. Какие задачи ставите перед собой на ближайшие пять лет?
— Вытеснение с рынка Казахстана импортного продукта путем насыщения качественным и доступным отечественным. Расширение производства. Снижение энергопотребления за счет внедрения современных технологий. Создание конкурентных логистических схем доставки готовой продукции до покупателя.

Источник: Журнал "EXPORTER", 4 выпуск, 2012 год.